Главная>>Пресс-центр>>Важное>>Соликамская городская прокуратура разъясняет

Соликамская городская прокуратура разъясняет

28.09.2017

Вопрос: С какого возраста потерпевший, не достигший 18 лет, может самостоятельно обращаться с заявлением частного обвинения в суд?

Ответ: Действующее уголовно - процессуальное законодательство не предусматривает оснований для того чтобы отказать  в приеме заявления лица, не достигшего 18-летнего возраста, о привлечении к уголовной ответственности по делам частного обвинения. Таких требований в УПК РФ не заложено.  Но при этом  необходимо обязательно решать вопрос о привлечении к участию в деле законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего.  

Помощник городского прокурора        Батуев С.А.

 

Вопрос: Всем известно, что есть уголовная ответственность  за незаконную рубку деревьев, а существует ли уголовная ответственность за повреждение деревьев, если они не срублены?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 260 УК РФ  диспозиция этой статьи звучит следующим образом: «Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере».

Согласно п. 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 26.05.2015) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:    «К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры)».

Согласно п. 1.21 Приказа Федеральной службы  лесного хозяйства России  от 29 ноября 1993 г. N 314 «Лесоводственные требования к технологическим процессам рубок ухода» дано определение понятию «степень прекращения роста деревьев», под ней понимается:  «до степени прекращения роста деревьев: слом ствола, наклон деревьев более 30° (включая повал деревьев); ошмыг кроны более половины по ее окружности или протяженности; обдир коры с повреждением луба более 30% окружности ствола; обдир и обрыв скелетных корней - свыше половины окружности ствола».

Таким образом, за данные действия ответственность существует.

Помощник городского прокурора   Батуев С.А.

 

Вопрос: Предусмотрена ли Уголовным кодексом РФ ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей алкогольной продукции?

Ответ: Ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции  предусмотрена  ст. 171 .4  УК РФ.

26.07.2017 в Уголовный кодекс РФ введена статья 171.4 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной продукции.

В частности, установлена уголовная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно. Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Санкцией статьи 171.4 УК РФ предусматривается наказание  в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года. 

Старший помощник городского прокурора    М.Ю. Суворов

 

Вопрос: какая ответственность предусмотрена за непредоставление информации на адвокатский запрос?

Ответ: в соответствии со ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в соответствии с которой  в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.    Наказание по данной статье предусмотрено  в виде  административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.4 КоАП под должностным лицом в  Кодексе РФ об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

 

Старший помощник городского прокурора     Ж.В. Нехорошева

 

Вопрос: Каковы условия лишения родительских прав одного их бывших супругов?

Ответ: Нормы действующего законодательства Российской Федерации (в том числе ст. 69 СК РФ) предусматривают следующие основания для лишения прав родителя:

- уклонение от родительских обязанностей, включая постоянное уклонение от алиментных выплат;

- отказ забрать ребёнка из роддома, лечебного или воспитательного учреждения, иных подобных учреждений без уважительных причин;

- злоупотребление собственными родительскими правами;

- жестокость в обращении с ребёнком, в т. ч., физическое, сексуальное, психическое насилие;

- хронические заболевания (в частности - наркомания, алкоголизм);

- умышленное преступление против жизни (здоровья) ребёнка либо супруга.

 

Помощник городского прокурора    Д.А. Гулин

 

Вопрос: Какие положения должны найти отражение в коллективном договоре?

Ответ: Указание наименования сторон и срока действия коллективного договора является обязательным в силу общих требований, предъявляемых к оформлению договоров. В противном случае возникнут сомнения относительно действительности коллективного договора.

Кроме того, некоторые положения ТК и других федеральных законов практически предусматривают обязанность сторон социального партнерства установить те или иные нормы в коллективном договоре, например определить доплаты за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК); установить для женщин, работающих в районах Крайнего Севера, сокращенную рабочую неделю (ст. 320 ТК). Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляет право профессиональных союзов и иных представительных органов работников требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости (ст. 21 Закона).

Многие вопросы могут решаться в коллективном договоре или локальном нормативном акте по выбору. К ним относятся, например, режим рабочего времени (ст. 100 ТК), индексация оплаты труда (ст. 134 ТК), система оплаты труда (ст. 135 ТК), установление стимулирующих выплат (ст.144 ТК) и др.

 

Помощник городского прокурора  Д.А. Гулин

 

Вопрос:  Как защитить свои права в случае незаконного увольнения?

Ответ: В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса споры об увольнении разрешаются в судебном порядке. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.

Работники при обращении в суд с исками о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Исковые заявления о восстановлении трудовых прав могут быть предъявлены:

1) в суд по месту нахождения работодателя (организации, предпринимателя);

2) в суд по месту жительства истца;

3) иски, вытекающие из трудовых договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

При рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В силу частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ дела о восстановлении на работе всегда рассматриваются с участием прокурора, который дает свое заключение о правомерности расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В случае принятия судом положительного для работника решения:

-работник восстанавливается на прежней работе;

-за все время вынужденного прогула ему выплачивается средний заработок;

-по требованию работника взыскивается денежная компенсация причиненного морального вреда, размер которой определяется судом;

-возмещаются судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя работника, оказавшего ему помощь при восстановлении трудовых прав.

При несогласии с судебным актом об отказе в удовлетворении иска апелляционную жалобу на решение суда можно подать в вышестоящий суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Помощник городского прокурора   Ю.М. Федорова

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за распространение экстремистских материалов?

Ответ: За массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения предусмотрена административная ответственность по статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, в случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральный список экстремистских материалов опубликован на официальном интернет-сайте Министерства юстиции Российской Федерации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации».

 

Помощник городского прокурора  Ю.М. Федорова

 

Вопрос: будет ли правомерным отказ сотрудников правоохранительных органов принять сообщение (заявление) от гражданина о совершенном преступлении в другом городе, субъекте Российской Федерации.

Ответ: Согласно п. п. 16, 31 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (Приложение № 1 к Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399) установлено, что должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений.

При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в вышеуказанной книге может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи.

Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, орган дознания, дознаватель, следователь, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности  или постановление о передаче сообщения в суд.

 

Старший помощник городского прокурора  С.Н. Санников

 

Вопрос: Я являюсь сиротой. Обучаюсь по очной форме обучения. Какие документы мне необходимо предоставлять в образовательное заведение для получения бесплатного питания, одежды?

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117 утверждены Правила обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем дети-сироты и лица из их числа, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам

Для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем дети-сироты и лица из их числа, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, представляют в организацию, в которой они обучаются, справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего подопечного или хранения личного дела подопечного, достигшего 18-летнего возраста, содержащую реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя).

Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, представляют в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой они обучаются, копии следующих документов: свидетельство о смерти матери (отца);решение суда о признании матери (отца) умершими; справка о рождении, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Копии указанных документов представляются при наличии оригиналов этих документов.

При обращении за обеспечением бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем дети-сироты и лица из их числа, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.

Также обновлены нормы обеспечения бесплатным питанием и одеждой детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников таких организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений, образовательных организаций.

Помощник городского прокурора  Е.В. Самойлюк

 

Вопрос: Скажите есть ли единая информационная система по вопросам  социального обеспечения?

Ответ: Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Целью ее создания является обеспечение граждан, органов власти и местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки) и социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, информацией о таких мерах. Для этого используется инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.

Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 № 181, предусмотрено право ряда пользователей информационной системы (уполномоченных должностных лиц органов власти и организации, а также физических лиц – получателей мер социальной защиты (поддержки)) направления запросов о предоставлении информации, содержащейся в системе. При этом состав информации, предоставляемой конкретному пользователю информационной системы по такому запросу, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 08.06.2017 № 477н утвержден состав такой информации. Установлено, что в состав информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах включаются: сведения о гражданине; сведения о мерах социальной защиты (поддержки), в том числе код категории получателя меры социальной защиты, субъект Российской Федерации, на территории которого предоставляется указанная мера, основание предоставления меры социальной защиты (поддержки).

Состав информации о конкретной мере социальной защиты (поддержки) включает в себя, в числе прочего, период (срок) назначения и предоставления меры социальной защиты (поддержки), ее размер (объем), количественная оценка меры социальной защиты, предоставляемой в виде льгот на приобретение товаров и услуг, размер занимаемой площади жилого помещения – для меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В состав информации о мерах социальной защиты (поддержки), предоставляемой по запросу пользователей из числа граждан через личный кабинет гражданина в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», включаются сведения о мерах социальной защиты (поддержки), на которые гражданин имеет право в соответствии с федеральным и региональным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.

Перечисленная информация будет предоставляться по запросам пользователей с 1 января 2018 года.

Помощник городского прокурора Е.В. Самойлюк

 

Вопрос: Как можно отказаться от направления средств материнского капитала?

Ответ: Приказом Министерства труда России от 03.08.2017 № 609н внесены изменения в Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.03.2016  № 100н)», которыми определен порядок подачи в электронной форме и через центры государственных услуг заявления об отказе от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии матери.

Согласно Приказу заявление и прилагаемые к нему документы подаются в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376).

Документы, принятые МФЦ, направляются в территориальный орган Пенсионного фонда России в электронной форме в соответствии с соглашением о взаимодействии между Пенсионным фондом России и МФЦ. При принятии заявления МФЦ выдает заявителю расписку-уведомление о приеме заявления и документов с указанием регистрационного номера и даты приема документов.

При подаче заявления в форме электронного документа оно направляется в территориальный орган Пенсионного фонда России с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

Заявление, поданное в электронной форме, подлежит регистрации должностным лицом Пенсионного фонда России не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения, о чем заявителю направляется соответствующее электронное уведомление. В уведомлении указывается перечень документов, которые необходимо представить в территориальный орган Пенсионного фонда России, а также срок предоставления указанных документов. В день представления комплекта необходимых документов заявителю выдается расписка-уведомление о получении заявления и документов.

В случае непредставления необходимых документов должностное лицо территориального органа Пенсионного фонда России уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления в течение рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок, указанный в уведомлении.

Указанные изменения вступили в силу 02 сентября 2017 года.

Помощник городского прокурора  Е.В. Самойлюк

 

Вопрос: Кто может проводить проверки внутридомового и внутриквартирного газового оборудования?

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2017 г. № 1091 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Изменения касаются обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В состав общего имущества в многоквартирном доме включается, в частности, внутридомовая инженерная система газоснабжения. Уточнено, что она состоит из газопроводов до запорной арматуры (крана) включительно.

Исключение предусмотрено не просто для газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, а для бытового газоиспользующего оборудования.

Аналогичным образом уточнено понятие внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.

К внутриквартирному газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорной арматуры (крана) включительно.

Ранее специализированной организацией признавалась только газораспределительная организация, допущенная к техобслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу. Теперь это организация, осуществляющая деятельность по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая установленным требованиям, направившая уведомление о начале осуществления этой деятельности.

Предусмотрена обязанность заключать договор о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией.

Установлено, что по договору о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.

Предусмотрены требования к лицам, осуществляющим деятельность по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по техническому диагностированию.

В рамках государственного жилищного надзора проверяется соблюдение обязательных требований к наличию договора о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией. 

Помощник городского прокурора Е.В. Самойлюк

 

Вопрос: Слышал, что скоро можно будет возмещать ущерб после ДТП в своей страховой компании.

Ответ: 25 сентября 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», дающие потерпевшему право на обращение за возмещением убытков в свою страховую компанию в случае, когда в ДТП приняло участие более 2-х транспортных средств. Изменения коснутся статьи 14 указанного Федерального закона.

В соответствии с внесенными изменениями, у потерпевшего появляется право на прямое возмещение убытков даже в тех случаях, когда в ДТП участниками стали более двух автомобилей. Потерпевший может обратиться в свою страховую компанию для получения возмещения по ДТП или восстановительного ремонта.

Согласно п.3. ст.3 Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменения будут касаться всех случаев ДТП, произошедших после дня их вступления в законную силу.

Таким образом, получить прямое возмещение убытков после ДТП с тремя и более автомобилями смогут все водители с 25сентября текущего года, независимо от того, когда был заключен договор ОСАГО.  

Помощник городского прокурора    Ю.А. Орехов

 

Вопрос: Могу ли я установить козырек над балконом в многоквартирном доме, если по проекту он не предусмотрен?

Ответ: Статья 25 Жилищного кодекса РФ дает понятия что такое переустройство и перепланировка. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке,  согласно положениям постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.

Помощник городского прокурора Е.В. Самойлюк

 

Вопрос: какие льготы имеют многодетные малоимущие обучающиеся  в образовательных организациях Пермского края?

Ответ: Согласно ст. 15 Закона пермской области 533-83 от 09.09.1996 «О социальный гарантиях  и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае» обучающиеся из многодетных семей имеют право на  бесплатное питание для обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, частных общеобразовательных организаций, а также для обучающихся по основным общеобразовательным программам в государственных профессиональных образовательных учреждениях Пермского края, реализующих основные общеобразовательные программы, по очной, очно-заочной форме, в форме семейного образования, бесплатное обеспечение одеждой для посещения школы, а также спортивной формой обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, частных общеобразовательных организаций, а также для обучающихся по основным общеобразовательным программам в государственных профессиональных образовательных учреждениях Пермского края, реализующих основные общеобразовательные программы, обучающихся по очной форме и в форме семейного образования. 

Помощник городского прокурора  А.А. Иванова

 

Вопрос: Разъясните пожалуйста, в каких случаях в административном судопроизводстве проводятся комиссионная и комплексная экспертиза.

Ответ: в соответствии с положениями статей 80, 81 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации комиссионная экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами, обладающими специальными познаниями в одной и той же области знания. Комиссионный характер экспертизы определяется судом.

Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, экспертами составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий эксперт, несогласный с мнением другого эксперта или других экспертов, дает отдельное заключение по всем вопросам или по отдельным вопросам, вызвавшим разногласия.

В случае, если при установлении соответствующих обстоятельств по административному делу возникает необходимость в проведении экспертизы с использованием специальных познаний в различных областях знаний или с использованием познаний в различных научных направлениях в пределах одной области знаний, суд назначает комплексную экспертизу.

Комплексная экспертиза поручается нескольким экспертам.

В заключении экспертов, участвующих в проведении комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Эксперты, не участвовавшие в формулировании общего вывода или несогласные с ним, подписывают только ту часть заключения, которая содержит описание проведенных ими исследований, и несут за нее ответственность. 

Старший помощник городского прокурора    Т.В. Желудовская

 

Вопрос: разъясните пожалуйста какие сведения должны содержаться в заключении эксперта в административном судопроизводстве.

Ответ: в соответствии с положениями статьи 82 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

В заключении эксперта (комиссии экспертов) должны содержаться:

1) дата, время и место проведения экспертизы;

2) основания проведения экспертизы;

3) сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы;

4) сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения;

5) вопросы, поставленные перед экспертом (комиссией экспертов);

6) объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту (комиссии экспертов) для проведения экспертизы;

7) сведения о лицах, присутствующих при проведении экспертизы;

8) описание и результаты исследований с указанием примененных методов;

9) выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов;

10) иные необходимые сведения.

Документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (комиссии экспертов), прилагаются к заключению и являются его составной частью.

Если при проведении экспертизы эксперт (комиссия экспертов) установит обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, но которые, по его мнению, имеют значение для правильного рассмотрения административного дела, он вправе в своем заключении сделать выводы об этих обстоятельствах.

Заключение эксперта (комиссии экспертов) оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по административному делу.

По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе суда эксперт, в том числе входящий в комиссию экспертов, может быть вызван в судебное заседание.

После оглашения заключения эксперт может дать по нему необходимые пояснения и обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.

Заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда. 

Старший помощник городского прокурора  Т.В. Желудовская