Главная>>Земское собрание>>История земства

История земства

История земства

В начале ХV века в Прикамье возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками. К этому времени, а именно к 1430 году, относится основание поселения на реке Усолке, названного Соль Камская, а позднее — Соликамск. Именно с этого времени история Соликамска и Соликамского района неразрывно связана с историей русского государства, вместе с которым были пройдены все вехи, все реформы, все шаги в становлении сегодняшнего дня. Шаги эти были нелегкими…

В ХVI веке северные земли Прикамья составляли особую административную область, называвшуюся Пермью Великой. С 1535 года центром ее становится г. Чердынь. Чердынские наместники объединяли в своих руках гражданскую, военную и судебную власть на всей территории края. Постепенно власть наместников сменилась властью воевод. В начале ХVII века на Урале существовал ряд уездов, управлявшихся самостоятельными воеводами — Чердынский, Соликамский и Кайгородский. В 1636 году Чердынское воеводство было упразднено, и Соликамский и Чердынский уезд были объединены под властью соликамского воеводы.

Одновременно с воеводским управлением и фактически подчиняясь ему, в городах и волостях появляется первый выборный орган местного самоуправления — Земская Изба, в состав которой входили земский староста, земский дьячок, целовальники. Этим было проявлением и результатом Земской Реформы Ивана IV, которая заменила наместничье управление местным выборным самоуправлением и завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. С 1699 Земская Изба стала органом городского самоуправления, а в 1721–24 ее сменили магистраты и ратуши.

Вернемся в Соликамскую землю. В 1611 году выборные люди из города и уезда, видя бездействие воеводы, взяли на себя все функции управления. Они рассматривали судебные иски, вели переписку с другими местностями страны, касающуюся общегосударственного порядка. Собирали средства на содержание ратных людей и отправили на помощь народному ополчению под руководством Минина и Пожарского отряд в 48 человек. Туда же были отправлены хлеб, порох и деньги. Так простые соликамские мужики в смутное время взяли на себя груз ответственности за поддержание порядка в крае.

Образование Российской империи и ее окончательное становление сопровождали большими изменениями местного государственного аппарата. В 1719 году была проведена реформа, с которой связано появление промежуточной между уездом и губернией административно — территориальной единицы — провинции. В Соликамскую провинцию вошли уезды Чердынь, Соликамск, Кайгородок, а с 1724 года — Кунгур. Сама же Соликамская провинция была включена в Сибирскую губернию.

В 1728 году согласно «Наказу губернаторам и воеводам» Соликамская провинция перешла из Сибирской губернии в Казанскую. Одновременно Соликамская провинция была переименована в Пермскую.

На всем протяжении реформ передавали провинции из одной губернии в другую, а затем — в третью и объединяли их для того, чтобы усилить местную власть и тем самым избежать народных восстаний. В итоге в 1781 году был создан Пермский генерал-губернаторский округ, в который входил и Соликамский уезд. Земская Изба как орган местного самоуправления оставался неизменным, и постепенно назрела необходимость реформировать саму систему местного самоуправления.

Это и произошло в 1864 году с принятием «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», ознаменовавшего собой Земскую реформу 1864 года, одну из великих реформ1860-х гг. в России, которая создала органы местного самоуправления — земства.

Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861. Основные принципы земской реформы — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд — были включены в проект еще в апреле 1861.

«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911–1913 году земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти. В число первых 34 губерний вошла Пермская, а вместе с ней и Соликамский уезд.

Согласно «Положению» в уезде и губернии создавались земские учреждения, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных — депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (слоям населения), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне и помещики, однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий — купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность.

Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских зданий стоимостью не менее чем 500 руб. в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах.

Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило войти крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865–1866 года дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4% и 11%.

Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских — в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек).

Компетенцию земства составляли местные хозяйственные дела (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего — на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.

Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент — врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела — стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.

Земства ведали народным образованием, здравоохранением, строительством почт и дорог, устройством и подержанием дорог, страхованием имущества, благотворительными и лечебными заведениями, начальным образованием, организацией земской почты, проводили статистические исследования, содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, кассы сельскохозяйственного кредита, склады машин, посевного материала), кустарных промыслов и др. К 1912 земства основали 40 тыс. начальных школ, около 2 тыс. больниц, сеть библиотек, читален, аптек, фельдшерских пунктов. Для выполнения своих функций земства получили право облагать налогами население и нанимать служащих. Земский бюджет вырос за 1865—1912 вв. 45 раз, составив 254 млн. руб. 30% земских расходов в 1912 шло на народное образование, 26% — на здравоохранение, 6,3% — на развитие местного хозяйства, 2,8% — на ветеринарное дело. На земской службе в 1912 состояло около 150 тыс. специалистов — учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, статистиков и др.

По Положению 1864 года земства были независимы от представителей администрации, которые лишь утверждали состав земских управ. Впоследствии власти ужесточили контроль над самоуправлением. Согласно Земскому положению 1890 года губернатор получил право наблюдать не только за законностью, но и за целесообразностью земских решений, создавался особый орган надзора — Губернское по земским делам присутствие. Состав земских собраний был изменен в пользу дворянства. В свою очередь, земства требовали расширения прав, проведения либеральных реформ, созыва «всероссийского земства».

В ходе Первой мировой войны в 1915 году земства создали Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, который в том же году объединился с Всероссийским союзом городов (их деятельность координировал объединенный комитет — «Земгор»). После Февральской революции 1917 года председатели земских управ были назначены полномочными представителями Временного правительства на местах, земства вводились еще в 19 губерниях и областях России, создавались волостные земства — низшие органы местного самоуправления, были проведены перевыборы в земства всех уровней на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Одновременно разворачивалось соперничество земств с Советами, завершившееся к июлю 1918 года ликвидацией земских органов.

А затем, после более чем 200-летней истории развития и процветания земства — почти 90 лет его полного забвения.

Но история повторяется. Девяностые годы ХХ века — время резких перемен в политической жизни России. И эти перемены не могли не коснуться и Соликамского района. На смену районному Совету депутатов пришел новый орган представительной власти, который получил название, проверенное историей, — Земское Собрание района.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1 января 1864 г.

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается не действительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам… Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам или государственным пользам; сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время.

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;

в) назначенные… поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли или имуществом, указанным в двух предшедших пунктах, а) и б) сей статьи, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462- 465 ст. Свода законов. <…> 28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей и во всех прочих городских поселениях — не ниже 500 рублей;

г) назначенные… поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. <…>

30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя. <…>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства. <…>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы… утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии. <…>

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года. <…>

53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю императору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства. <…>

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды… Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел.

В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждением министра внутренних дел.